СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА
Знаете, я страшно устал писать о парадоксовских аддонах. Это уже даже не
смешно и уж тем более неинтересно. Выходит игра, затем три-четыре патча,
устраняющие наиболее вопиющие и критические ошибки, немного правящие
баланс и следом – бах! – патч, добавляющий немного новых функциональных
возможностей, называемый аддоном. Да, разумеется, первые патчи
бесплатно, но за аддон уже надо платить. При этом и в нём присутствуют
ошибки и некоторый дисбаланс, исправляемые следующими патчами и новым
аддоном. Сказка про белого бычка да и только. Недаром в компетентных
кругах ходит утверждение, что в парадоксовские игры можно играть (и
покупать их тоже) только после n-го патча к m-ому аддону. Числа n и m от
круга к кругу разнятся, но остаются натуральными.
Писать про такие аддоны тоже тоска смертная. Сплошные «было-стало», «раньше-теперь»
– коряво и скучно. А что делать, если с одной стороны это вроде как
новая игра (значит, писать надо), но с другой мало чем отличается от уже
описанной?
Новая серия сказки про белого бычка – аддон к «Hearts of Iron 3» «Semper
Fi», вышедший после четырёх патчей. Выход игры на Западе был приурочен к
знаковой для него дате – 6 июня, дню высадки союзных войск в Нормандии.
Казалось бы, лучше и в тему даты локализации в России, нежели 22 июня, и
придумать трудно. Ан нет, не свершилось. И когда свершится, неведомо.
Впрочем, Великая Отечественная война шла без малого четыре года, и
календарь буквально наполнен знаменательными датами. Перефразируя
Маяковского: календарь переворошив, намотай себе на ус – даты в нём все
хороши, выбирай на вкус. Однако даже категорические противники
английского и смежных с ним (то бишь нерусских) языков спокойно могут
позволить себе игру в родной языковой обстановке. Для этого следует
скопировать папку localization из «День Победы 3» и переместить её с
заменой в «Hearts of Iron 3. Semper Fi». За небольшим исключением игра
станет русифицированной.
Честно говоря, продолжение получилось довольно скромным, гораздо больше
тянущим на патч, нежели на полноценное дополнение. На этот раз Paradox
не затруднили себя даже традиционным для аддонов практически всех мастей
расширением временных рамок игры. А именно продления времени года эдак
до 53-го лично я больше всего ждал от продолжения. Без этого лишён
стратегического будущего самый интересный для бывалых игроков
альтернативный, не основной сценарий – «Сумерки богов, 1944». В нынешних
условиях до 48-го года за страны Оси реально лишь попытаться избежать
поражения, но не одержать стратегическую победу. Для стран Антанты или
Коминтерна же не получается полноценной Третьей мировой с атомными
бомбардировками, с водружением красного знамени на Белом Доме или
звёздно-полосатого флага над Кремлём.
Да, разработчики добавили один дополнительный сценарий, стартующий в
1940-м году и бросающий Европу и Азию сразу горнило войны. Но этого,
правду сказать, не хватает для присвоения новой надстройке гордого имени
аддона. Напомню, что новые сценарии для «Дня Победы 2» добавлялись в
бесплатных патчах.ПО СУСЕКАМ ПОСКРЕБЁМ Пожалуй,
хватит сетовать на парадоксы и их политику. Давайте посмотрим, что в «Semper
Fi» есть ещё новенького. По сусекам поскребём, по меню пометём, по карте
побродим. Может, и удастся наскрести на полноценный аддон?
Увы, сразу скажу, у меня не получилось. То ли скребусь я не так, как
надо, то ли не там, но факт остаётся фактом – ничего революционного в
HoI3 не привнесено. Новизна ограничивается лишь большим удобством
управления игрой и парой отнюдь необязательных и непринципиальных
надстроек.
Удобство управления – это вообще святое. Доработать то, что мешало
комфортно играть в раннюю версию, обязанность разработчика – есть такое
мнение. Введя сложную структуру подчинения войск, парадоксы изначально
не озаботились сделать управление ей хоть в какой-то степени удобным. В
результате ручная работа отнимала (и отнимает) у игрока так много
времени, что не каждый готов пройти суровую военную школу от студии
Paradox. Из-за этого, на мой взгляд, чересчур затруднена игра по сети.
Ведь выбор невелик: либо отдать всё под контроль ИИ, либо всю игровую
сессию висеть на паузах. Кое-какие подвижки в ликвидации этого
недостатка наблюдаются в аддоне. Появилась ещё одно субординационное
дерево подразделений. Управляться с ним немного удобнее и нагляднее, чем
с тем, что было изначально в правой части экрана. Введены дополнительные
режимы стратегической карты – воздушный и морской, направленные на более
наглядное и эффективное командование авиацией и флотом.
Больше свободы в управлении театрами военных действий. Игрок сам волен
определять их границы. Неплохое нововведение. Нет, жить без него было
можно, но с ним как-то лучше. Теперь не придётся штабу ТВД руководить
войсками на территории протяжённостью до десяти тысяч километров.
Продвигаются войска западного направления вперёд – пожалуйста,
продвигайте и штаб ТВД, отдавая тыловые районы второстепенным штабам,
пусть партизан по лесам ловят.
Частям, отдаваемым под управление ИИ можно задавать более гибкие
настройки, параметры поведения. Аналогично взаимодействие с союзниками
становится не таким бестолковым и хаотичным. Всегда можно определить
регион особого внимания для союзных войск. Если он принадлежит врагу,
союзники будут стремиться овладеть им. Если он принадлежит игроку,
союзные войска будут класть животы за его оборону. Ну, хоть некое
подобие разумного общего плана ведения боевых действий. А то было – кто
в лес, кто по дрова, кто вылетел и не поймаешь.
Теперь о паре упомянутых выше надстроек. Это «Условия победы» для
каждого из альянсов и «Стратегические эффекты». Игровой процесс они не
меняют, более того, ими можно совершенно пренебречь, но что в таком
случае останется нового? Так что мы здесь и сейчас ими пренебрегать не
будем. Значит, «Условия победы». Во-первых, они могут быть совершенно
разными, конкретный их вид для себя игрок определяет сам. Свобода здесь,
конечно, относительна и заключается в выборе пятнадцати условий из более
чем тридцати вариантов. Например, для Германии (Оси) захватить Москву,
Сталинград, Париж и т.п. Если присмотреться, то это ни что иное, как
условия победных ивентов из всех предыдущих игр серии. Так что новое-то
оно новое, но как оказывается, не такое уж и забытое старое.
Единственный сюрприз может крыться в неведении, какие условия выбрала
для себя противная сторона и как противодействовать их выполнению. Но и
этот «сюрприз» мог бы в какой-то степени сработать только в сетевой
игре. В игре же против ИИ мы, во-первых, играем не на выживание, а на
свою победу, во-вторых, всегда можем подсмотреть, загрузившись за
сторону ИИ.
В отличие от «Условий победы» «Стратегические эффекты» действительно
новая черта, «фича» по молодёжной транскрипции английского термина. Суть
её заключается в том, что выполнив ряд условий, игрок получает некоторый
бонус. Прибавку к очкам лидерства, к организации частей, к боевому духу
и проч. Вариантов условий и
соответствующих им эффектов много. В
частности «Великая армия»: здесь надо сформировать определённое число
дивизий и получить свою награду. Аналогично «Великий флот». Есть и
специфические события. Например «Генерал Зима» для Советского Союза, то
есть потеря ряда территорий в сочетании с зимним временем года усиливают
сопротивляемость Красной Армии. Есть задачи на овладение определёнными
территориями (вроде Данцигского коридора) или на создание некоторого
количества стратегических конвоев. В общем, есть, чем занять себя,
помимо решения основной заботы – завоевания глобуса.
Что ещё можно отметить? Не знаю. Ну, например, возможность апгрейда
пехотных дивизий до моторизованных. Разработчики утверждают, что ИИ
поумнел в целом. Врать не буду, не заметил. Но поведение его в
проведённой мною кампании стало чуть более историческим и чуть менее
альтернативным.
"ВСЕГДА ВЕРЕН!"
Не
знаю, удалось ли мне передать своё ощущение, что плата в двадцать евро,
мягко говоря, завышена для такого незначительного дополнения к в
потенциально сильной и интересной игре. Но я воистину старался. Трудно
сказать, сколько ещё потребуется улучшений и дополнений, чтобы раскрыть
весь потенциал игры. Но судя по началу, не мало.
Paradox Interactive, возможно, сами того не подозревая вполне удачно
выбрали название аддона - «Semper Fi», сокращённое от «semper fidelis» –
«всегда верен». Да, они остаются верными своей политике дорабатывать
игры порциями по чайной ложке в квартал. Ох и долго же нам ждать, пока
чашка наполнится. Много ещё можно было бы сетовать на парадоксы, на рынок,
на судьбу, на правительство в конце концов, но и без того, чувствую, сказал я
гораздо больше, чем нововведений присутствует в аддоне. |
|